Информация о системе образования Брестской области
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В 2024/2025 учебном году в области функционирует 566 учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Их посещают 52,2 тыс. воспитанников.
Справочно: Из них 438 учреждений дошкольного образования (434 детских сада, 4 дошкольных центра развития ребенка), 6 специальных детских садов, 106 учреждений общего среднего образования, 13 ЦКРОиР, 3 школы-интерната.
Охват детей с 1 года до 6 лет дошкольным образованием составляет 80,9% (2023 год – 82,0%). (процент охвата считается по формуле с учетом детей по данным Белстата на 1 января. Количество зарегистрированных детей намного больше, чем проживающих)
Обеспеченность детей местами в учреждениях дошкольного образования области составляет 99,8% (2023 год - 102,1%) (процент уменьшился в связи с открытием разновозрастных групп в сельской местности и интегрированных и специальных групп в сельской и городской местности, для подсчета по формуле учитывается фактическое количество мест, а не проектное) (при нормативе 85%). Обеспечен100-процентный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе.
В целях обеспечения определения детей в детские дошкольные учреждения по месту проживания ведется строительство таких объектов в местах массового возведения жилья. Так, в сентябре 2024 года введен в эксплуатацию Детский сад № 13 г. Бреста на 350 мест в микрорайоне «Вулька-3» (с учетом специальных групп фактически 327 мест). Ведется строительство школы-сада в микрорайоне «Жемчужный» в г. Пинске с планируемым завершением в 2025 году (будет создано 150 дошкольных мест).
Образовательный процесс в дошкольных учреждениях области осуществляют более 8 тыс. педагогических работников. Из них высшее образование имеют 74,6% (в 2023 году – 74,1%) педработников. Республиканский показатель – 66,5%. Высшее образование по направлению «Педагогика детства» имеют 59,2% (в 2023 – 58,6%). Республиканский показатель – 52,3%.
Справочно: высокий процент педагогических работников с высшим образованием в Ленинском районе г. Бреста (88,05%), Московском районе г. Бреста (83,4%) и в г. Барановичи (82,1%).
Высшую и первую квалификационную категории имеют 65% педагогических работников.
Справочно: высокая доля педагогов с высшей и первой квалификационной категорией в Лунинецком районе – 73,95%; в г. Барановичи – 71,58%, в г. Пинске – 71,46%, в Пинском районе – 71,12%. Низкий показатель в Московском районе г. Бреста – 54,57%; в Жабинковском районе – 55,0 %, Брестском районе - 55,41 (12,5%).
На начало учебного года в учреждения дошкольного образования прибыло 164 молодых специалиста.
Основная задача учреждений дошкольного образования – это сохранение и укрепление здоровья детей путем создания здоровъесберегающей среды, организации сбалансированного питания, осуществления комплексного подхода к проведению физкультурно-оздоровительной работы и созданию необходимых санитарно-гигиенических условий. Последние два года заболеваемость и пропуски 1 ребенком по болезни снижаются, в 2024 году этот показатель составил 3,1 дня (в 2023 г. – 3,7 дня, РБ - 3,0).
Активно реализуется в учреждениях дошкольного образования проект «Зеленые школы». Новым направлением работы по экологическому воспитанию является открытие в учреждениях дошкольного образования детских лесничеств.
В 2024 году Детский сад № 5 г. Ивацевичи, Малоритский государственный детский сад № 4 получили статус «Школа мира». В феврале 2025 статус «Школа мира» присвоен Детскому саду № 2 г. Пружаны.
ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В области функционирует 467 учреждений общего среднего образования. 5 школ в 2024 году закрыты в связи с малочисленностью и отсутствием перспективы на увеличение количества учащихся.
330 учреждений общего среднего образования прошли процедуру подтверждения аккредитации на соответствие заявленному виду.
В учреждениях общего среднего образования обучается 169,5 тыс. учащихся. (в 2023/2024 учебном году - 171 800 учащихся).
Справочно: Из общего количества учащихся – 166 865 на уровне общего среднего образования и 2 615 на уровне специального образования.
В VIII-IX классах учреждений общего среднего образования функционируют классы с изучением учебных предметов на повышенном уровне, в которых обучается 11 523 учащихся, что составляет 36%.
В X-XI классах на повышенном уровне изучают учебные предметы 64,2% учащихся. Из них, в профильных классах профессиональной направленности (педагогической, аграрной, военно-патриотической, инженерной, спортивно-педагогической, медицинской) – 26,5% учащихся.
Справочно: Педагогической (95 УОСО, 1120 учащихся), военно-патриотической (43 УОСО, 703 учащихся), спортивно-педагогической (5 УОСО, 52 учащихся), аграрной направленности (72 УОСО, 622 учащихся), инженерной направленности (49 УОСО, 789 учащихся), медицинской направленности (5 УОСО, 110 учащихся).
Реализуется график профориентационных мероприятий для учащихся профильных классов профессиональной направленности с посещением профильных предприятий, сельскохозяйственных организаций, колледжей.
Существенно расширилась сеть инженерных классов: 49 УОСО, 20 районов, 75 классов и групп, 793 учащихся 10-11 классов.
Учреждениями общего среднего образования заключены трехсторонние договоры о сотрудничестве с учреждениями высшего образования, предприятиями и организациями (УО «Брестский государственный технический университет» – 35, УО «Барановичский государственный университет» – 10, УО «Белорусский национальный технический университет» – 8, УО «Полесский государственный университет» – 9).
Заключены договоры о сотрудничестве с предприятиями и организациями области энергетического комплекса, строительной, машиностроительной, пищевой, электротехнической, деревообрабатывающей промышленности.
Разработана Дорожная карта сотрудничества между учреждениями общего среднего образования и учреждением образования «Брестский государственный технический университет» по развитию сети профильных классов инженерной направленности на 2024/2025 учебный год.
В 2025 году выпускники инженерных классов впервые смогут воспользоваться льготной траекторией поступления в УВО.
Для 7 146 учащихся, обучающихся в базовых 10-11 классах, в рамках изучения учебного предмета «Трудовое обучение» организована профессиональная подготовка.
Учащиеся получают профессиональную подготовку на базе школ и колледжей по 59 профессиям рабочих. 95% учащихся XI классов, обучавшихся профессии, получили свидетельство о присвоении квалификации.
Справочно: швея – 858 человек, оператор ЭВМ – 1905 человек, агент рекламный – 304, продавец, кассир – 230, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства – 190 человек и др.
В регионе совершенствуется работа с высокомотивированными учащимися.
Стабильные результаты имеют учащиеся Брестской области на конференциях исследовательских работ республиканского уровня. Так, по результатам республиканских конкурсов работ исследовательского характера учащихся за 2024 год 24 (2023 – 20) исследования из 55 (44%) отмечены дипломами.
Школьники Брестской области (учащийся гимназии №2 г. Бреста Николай Мисиюк, выпускница средней школы №18 г. Барановичи Александра Богданова, выпускник средней школы №5 г. Пружаны Станислав Бродницкий) стали победителями десятой Европейской географической олимпиады в Сербии, Международной олимпиады по географии в Ирландии и Международной олимпиады по наукам о Земле в Китае.
Юрченко Александра, выпускница Микашевичской гимназии имени В.И.Недведского завоевала золотую медаль на Открытой международной астрономической олимпиаде, Кравцов Тимофей, выпускник гимназии г. Лунинца имени Н.П.Анцукевича завоевал золотую медаль на всемирном конкурсе изобретений.
3 учащихся стали победителями олимпиады Союзного Государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность».
В 2024 году на заключительном этапе республиканской олимпиады учащиеся Брестской области завоевали 67 дипломов, что на 9 больше, чем в прошлом учебном году.
Высокий уровень организации подготовки команд района к участию в третьем этапе республиканской олимпиады показали учреждения общего среднего образования Московского района г. Бреста, г. Барановичи, Пинска, Пружанского, Малоритского районов, а также отдельные учреждения: лицей № 1 г. Бреста, гимназия № 1 г. Бреста, гимназия г. Иваново, гимназии № 3 и № 5 г. Барановичи, Брестcкий областной лицей имени П.М.Машерова, Малоритская районная гимназия, средняя школа № 10 г. Пинска, средние школы № 7, 14, 28 г. Бреста.
Органами управления образованием и учреждениями образования проделана серьезная организационно-управленческая работа, благодаря чему централизованные экзамены в 2024 году проведены на высоком организационном уровне.
По итогам ЦЭ выпускники УОСО Брестской области получили 163 (в 2023 - 282) стобалльных результата, из них у 9 выпускников (в 2023 – 11) – по 2.
3 выпускника учреждений общего среднего образования имеют 400 баллов и стали студентами учреждений высшего образования Республики Беларусь.
По количеству 100-балльных результатов Брестская область лидирует среди всех областей.
Справочно: Наибольшее количество 100-балльных сертификатов набрали выпускники из г. Барановичи – 25, г. Пинска – 25, Московского района г. Бреста - 24, Лунинецкого – 15. Из учреждений самое большое количество стобалльных результатов у выпускников Брестского областного лицея им. П.М.Машерова – 8, гимназии №1 г. Бреста имени Защитников Брестской крепости – 7, гимназии №3 г. Пинска им. В.З.Коржа - 7.
По итогам ЦТ 100-балльный результат у 80 выпускников (в 2023 – 49).
По итогам 2024 года доля выпускников, завершивших обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования и продолживших обучение на уровне профессионально-технического, среднего специального и высшего образования составила 92,2% при плане 94,3%. Показатель Государственной программы не выполнен. Определенное количество выпускников не продолжили получение образования на уровне высшего или среднего специального образования, мотивируя конкурсом на интересующие их специальности и недостаточным количеством мест в учреждениях среднего специального образования (г. Брест – 88,3 % при показателе 94,3%, г. Пинск – 92,7% при показателе 94,3 %, Ивацевичский район – 90,7% при показателе 94,3%, Столинский район – 87,5% при показателе 94,3 %, Березовский – 92,6 % при показателе 94,3%, Дрогичинский – 93,4% при показателе 94,3%, Ганцевичский – 93,5 % при показателе 94,3%).
В 2024 году было продолжено оснащение учебных кабинетов физики, химии, биологии, трудового обучения учреждений общего среднего образования области современным оборудованием. За счет средств местных бюджетов приобретено оборудование для учебных кабинетов физики (для 10 учреждений), химии (для 8 учреждений), биологии (для 7 учреждений).
КАДРЫ
В учреждениях общего среднего образования работает 15 878 учителей.
Высшее педагогическое образование имеют 95% учителей, высшую квалификационную категорию – 50% учителей (47,2% в 2023 году), первую – 34 % (в 2023 – 35,4 %). Квалификационная категория «учитель-методист» присвоена 63 учителям (61 – в 2023 году).
В 2024 году учитель биологии гимназии № 2 г. Пинска Татьяна Викторовна Пархомчук и воспитатель детского сада №1 г. Пинска Анна Владимировна Кришталь стали победителями III Международного фестиваля педагогического мастерства в Ереване.
В этом учебном году приступило к работе 605 молодых специалиста.
Средняя заработная плата работников отрасли образование области в 2024 году составила 1500,4 руб., из них самая высокая у учителей – 2036,3 руб.
Справочно: В том числе педагогических работников – 1857,9 руб., учителей – 2036,3 руб., воспитателей дошкольного образования – 1433,8 руб., профессорско-преподавательского состава – 1929,9 руб.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Возможность получения образования обеспечивается всем детям, независимо от вида и степени выраженности имеющихся нарушений от момента выявления нарушения до получения профессионального образования и трудоустройства. В основе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями лежит принцип инклюзии.
Справочно. В 2023/2024 учебном году на учете в областном банке данных о детях ОПФР состоит 22 828 детей (в 2023/2024 учебном году – 22698), из них 2 669 детей с инвалидностью (в 2023/2024 учебном году – 2455).
В области проводится целенаправленная работа по созданию оптимальной сети учреждений и структур специального образования, которая ежегодно совершенствуется согласно потребности.
Продолжена работа по созданию специальных условий в учреждениях образования для детей с учетом структуры и степени тяжести нарушений. С целью совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса для детей с особенностями психофизического развития приобретено учебное оборудование, специализированные средства обучения, спортивный инвентарь.
Согласно оценке уровня доступности, все учреждения образования области частично доступны. В 2024 году в рамках государственной программы «Социальная защита» работы по созданию доступной среды с учетом комплексного подхода выполнены в 10 учреждениях образования: в 3 детских садах, 2 школах, 3 коррекционных центрах, 2 колледжах.
Справочно: 3 учреждения дошкольного образования: ГУО «Детский сад № 5 г. Дрогичина», УО «Малоритский государственный детский сад № 6», ГУДО «Детский сад № 66 г. Бреста»;
2 учреждения общего среднего образования: СШ № 4 г. Лунинец, ГУО «Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа» Пинского района;
2 учреждения среднего специального образования: УО «Белоозерский государственный колледж электротехники» Березовского района, УО «Брестский государственный колледж строителей»;
3 учреждения специального образования: ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Жабинковского района» г. Жабинка», ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Ивацевичи», ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Пинска».
Всего по объектам образования затрачено средств на сумму 628 432,26 рублей, в том числе программных средств - 93768,57 рублей, в рамках Госпрограммы «Образование и молодежная политика» - 530 856,99 рублей, внебюджетных средств – 3 806,7 рублей.
В 2025 году подпрограммой запланировано выполнение мероприятий на 6 объектах образования в Малоритском, Ганцевичском, Дрогичинском, Березовском районах, г. Барановичи и Ленинском районе г. Бреста.
Совершенствование материально-технической базы учреждений образования, формирование доступной среды, приобретение специально оборудованного транспорта позволяет развивать в учреждениях образования интегрированное обучение и воспитание, которым на сегодняшний день охвачено более 70% детей с особыми образовательными потребностями.
Координирующую роль в организации обучения и воспитания детей с особенностями в развитии выполняют центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которыми сегодня проводится значимая работа по формированию инклюзивной культуры.
На сегодняшний день охват лиц с особенностями психофизического развития дополнительным образованием детей и молодежи – 64,4%. Это важный показатель.
В декабре 2024 года министерствами образования, здравоохранения, труда и социальной защиты утверждена Концепция совершенствования подготовки лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализации и интеграции в общество на 2025-2027 годы и разработана Дорожная карта по реализации ее приоритетных направлений.
Необходимо обеспечить выполнение мероприятий Дорожной карты всеми заинтересованными на местах с целью повышения качества образования лиц с особенностями психофизического развития и инвалидностью, повышения возможностей получения профессионального образования и их дальнейшего жизнеустройства.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Созданная в области сеть учреждений среднего специального образования обеспечивает доступность для каждого выпускника учреждения среднего образования в получении профессии.
В 2024 году из учреждений среднего специального образования выпущено 3 056 человек, получивших профессионально-техническое, и 1 595 человек, получивших среднее специальное образование. Все подлежащие распределению выпускники получили направление на работу. Четвертый и выше квалификационный разряд получили 67,7% выпускников (2023 – 67%). В 2024 году контрольные цифры приема для получения среднего специального и профессионально-технического образования выполнены.
В соответствии с потребностью экономики увеличены цифры приема на 198 человек по отношению к плану приема 2023 года. На обучение по рабочим профессиям принято 4 183 человека.
Справочно. По профилям: Искусство и гуманитарные науки – 30 человек, 0,7%, Социальные науки – 26 чел., 0,6%, Бизнес, управление и право - 130 чел., 3,1%, Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли – 3335 чел., 79,7%, Сельское, лесное, рыбное хозяйство и ветеринария – 309 чел., 7,4%, Службы – 353 чел., 8,5%.
Значительно активизировалась работа по организации целевой подготовки. За последние три года на уровне профессионально-технического образования на 7,5%, среднего специального образования – на 1,6%.
Справочно. профессионально-техническое образование: прием 2024 год – 16,2%, прием 2023 год – 14,9% от контрольных цифр приема, 2022 год – 8,7%; среднее специальное образование: прием 2024 год – 13,9%, прием 2023 год – 13,2%, 2022 год – 12,3%.
Следует отметить, что организациями-заказчиками кадров обучающимся на условиях целевой подготовки по отдельным специальностям предусматриваются доплаты к основной стипендии от 1 до 10 базовых величин в зависимости от успеваемости.
Производят доплату за обучение по договорам целевой подготовки ОАО «Санта», Производственное унитарное предприятие «Брестские традиции», Ивацевичское, Лунинецкое райпо и другие.
Эта мера стимулирует учащихся к лучшим результатам учебы, является одним из факторов, обеспечивающих выпуск высококвалифицированных специалистов, и в последующем обеспечивает их закрепление в организациях.
В целях расширения и повышения эффективности целевой подготовки учреждениями среднего специального образования проведено более 38 ярмарок целевой подготовки, в которых приняли участие более 198 организаций и предприятий.
На качество подготовки кадров работают 7 центров компетенций. В 2024 году в центрах компетенций прошли обучение 3 978 учащихся и студентов, повышение квалификации - 150 человек, стажировку – 73 человека.
В 31 колледже, подчиненном главному управлению по образованию, подготовку рабочих и специалистов осуществляют 1 846 педагогических работников. Высшее образование имеют 75%, высшую и первую квалификационную категорию 70,4% педагогов.
На высоком уровне в области организовано проведение профессиональных конкурсов и олимпиад среди учащихся и мастеров производственного обучения.
В 2024 году было проведено 9 областных конкурсов профессионального мастерства среди учащихся колледжей (86 участников).
Параллельно с конкурсами учащихся проводились областные конкурсы профессионального мастерства для мастеров производственного обучения, в которых приняли участие 42 мастера.
Стало традицией проведение областных фестивалей-конкурсов профессионального мастерства среди учащихся, студентов и молодых рабочих на основе стандартов WorldSkillsInternational, ProfSkills, в том числе с организацией конкурсных площадок для лиц с особенностями психофизического развития.
Справочно. 2020 год – город Барановичи (100 конкурсантов по 23 компетенциям), 2021 год – г. Ивацевичи (76 конкурсантов из числа инвалидов и лиц с ОПФР по 26 компетенциям), 2022 год – г. Кобрин (160 участников, в том числе из числа инвалидов и лиц с ОПФР, по 46 компетенциям).
В г. Береза в четвертом фестивале-конкурсе 148 будущих профессионалов из 44 учреждений образования состязались за звание лучшего в своей профессии по 44 конкурсным компетенциям. Мероприятие посетили более 1 000 учащихся учреждений общего среднего и среднего специального образования. Это самая яркая реклама рабочей профессии. Министерством образования рекомендовано проведение мероприятий такого формата во всех регионах Беларуси.
Результативным является выступление представителей колледжей области в республиканских профессиональных конкурсах.
Так, в республиканском конкурс «Агромастерство-2024» колледжами области завоевано 19 призовых мест.
Справочно: Победителями Республиканского смотра «Информационные технологии в профессиональном образовании» стали представители Кобринского государственного политехнического колледжа (Бинько Ж.Г., диплом 1-й степени) и Пинского государственного автомеханического колледжа (Гринько Ж.Н., Зинкевич С.В., диплом 3-й степени).
Многочисленные конкурсы в индустрии красоты и стиля не обходятся без призеров из Первого региона. Наиболее яркими событиями стали участие в финале XIII Международного конкурса молодых дизайнеров «Русский Силуэт» коллекций Брестского государственного колледжа сферы обслуживания (Никита Ведерников, коллекция «Дываны з куфара») и Барановичского государственного колледжа технологии и дизайна (Павел Козин, коллекция «Библиоклазм»).
Никита Ведерников получил стажировку на позицию «художник-дизайнер» в Доме моды Валентина Юдашкина, а Павел Козин право показа своей коллекции на Московском Международном кинофестивале.
Павел Козин на 13-м международном конкурсе молодых дизайнеров получил сразу два специальных приза: право выставки и показа коллекции в Алматы в апреле 2025 года.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Качество образования во многом зависит от состояния материально-технической базы учреждений образования. И в этом направлении в области сделано немало.
Согласно Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы в 2024 году завершено строительство, реконструкция 13 объектов.
Справочно: В 2024 году введен в эксплуатацию детский сад на 350 мест в микрорайоне «Вулька-3» г. Бреста.
Выполнена реконструкция: бассейна ГУО «Средняя школа № 9 г. Бреста», пищеблоков 3-х школ г. Бреста (№№ 5, 15, 28), ГУО «Леснянская средняя школа» Барановичского района под детский сад-среднюю школу, 2 очередь (стадион, фасады), ГУО «Ворониловичская средняя школа Пружанского района» для размещения детей дошкольного возраста с соблюдением требований пожарной безопасности, здания ГУО «Белинский детский сад-базовая школа» под детский оздоровительный лагерь и др.
В 2025 году за счет средств областного бюджета предусматривается начать строительство средней школы на 1020 мест в микрорайоне «ЮЗМР-5» г. Бреста (кредит БРРБ), детского сада на 280 мест в микрорайоне «Боровки-2» в г. Барановичи, завершить строительство пристройки к средней школе № 1 в г. Лунинце с реконструкцией, строительство школы-сада на 471 место в микрорайоне «Жемчужный» в г. Пинске, выполнить реконструкцию здания общежития УО «Брестский государственный торгово-технологический колледж».
В 2025 году намечено выполнить капитальный ремонт 40 учреждений образования: 21 учреждение общего среднего образования (разработка проектов по 19 УОСО), 8 учреждений дошкольного образования, 3 учреждения специального образования, 2 оздоровительных лагеря, 6 учреждений специального образования.
Принимаются меры по улучшению качества и безопасности питания обучающихся.
Для обеспечения перехода школ области на новые принципы организации питания в 2024 году закуплено 362 ед. холодильного оборудования на сумму 0,7 млн. рублей, 486 ед. технологического оборудования на сумму 1,8 млн. рублей.
Выполнен текущий ремонт пищеблоков в 104 школах, 28 детских садах на сумму 3,5 млн. рублей.
В 2025 году планируется выполнить текущий ремонт пищеблоков в 29 школах предварительно на сумму свыше 1 млн. рублей, капитальный ремонт ГУО «Начальная школа д. Ковердяки» Брестского района, включая пищеблок на сумму 1 300,0 тыс. рублей.
На 2025 год заместителем председателя Брестского облисполкома утвержден план на закупку 602 единиц технологического и холодильного оборудования для учреждений обшего среднего образования.
В 2024 году в целях обеспечения подвоза обучающихся области закуплено 49 ед. транспортных средств.
В 2025 году планируется приобретение 25 школьных автобусов в лизинг (областной бюджет), поставка 11 автобусов Министерством образования Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета.