Идеологическая и воспитательная работа

В Брестской области сформировано многоуровневое воспитательное пространство, приоритетными направлениями деятельности которого являются: воспитание гражданской ответственности, патриотизма, правовой грамотности, духовно-нравственное воспитание обучающихся и профориентационная работа. 1Обеспечивается положительная динамика занятости обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодежи. В течение 5 лет охват дополнительным образованием остается на уровне 90% обучающихся.

На базе учреждений образования по итогам учебного года в объединениях по интересам занимались 146 802 учащихся (90,0%), с учетом учреждений культуры, спорта и других – 215 137 обучающихся (131,1%).

Реализуется ряд областных проектов, в том числе: по наведению порядка и озеленению школьных территорий и населенных пунктов «Прекрасней станет Брестчина моя»; по изучению культурного наследия  народа «Радавод». В походах и экспедициях по родному краю, в рамках реализации проектов, ежегодно принимают участие более 40 тыс. учащихся. Более 510 тыс. обучающихся (304-315%) ежегодно охвачены туристско-экскурсионными мероприятиями. В учреждениях образования работают 219 музеев, в том числе 14 имеют звание «народный».

С 2018 г. реализуется областной музейно-образовательный проект «Виртуальный музей учреждений образования». В 2020 г. их 113.

114 детских творческих коллективов, работающих в учреждениях образования, носят почетное звание «образцовый» и «народный». С 2015 года в Брестской области открыты объединения по интересам робототехника «Lego wedo» и робототехника на основе Arduino. В декабре 2019 г. проведен уже 6-й областной открытый турнир по робототехнике «РобоФэст» (первые в РБ). В рамках реализации проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемом Европейским Союзом и реализуемом Программой развития ООН (ПРООН), на базе Центра дополнительного образования детей и молодежи г. Белоозерска создан  ресурсный центр по робототехнике.

В Слете юных экологов Беларуси и России «Экология без границ» брестские школьники ежегодно отмечаются дипломами Постоянного Комитета Союзного государства, Министерства образования Республики Беларусь, Министерства образования и науки Российской Федерации.

Реализуется модель взаимодействия и сотрудничества взрослых и детей через инициативу «Город, дружественный детям и подросткам» (г.Пружаны, г.Пинск, г.Брест, г.Барановичи).

В 2018 г. на базе УО «Брестский государственный областной центр молодежного творчества» создан Координационный совет молодежных парламентов Брестской области, при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) создан ресурсный центр молодежных инициатив «Ступени».

В Брестской области отработана система гражданско-патриотического воспитания молодежи, которая в соответствии с Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь берет свое начало в учреждениях дошкольного образования.

Молодежь вовлекается в социально-общественную деятельность через органы самоуправления, общественные объединения молодежной направленности, волонтерское движение.

В 2019/2020 уч. году более 200 тысяч учащихся приняли участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности – 100%.

Одно из направлений работы – шефство над культурно-историческими объектами, памятниками, обелисками, памятными знаками и воинскими захоронениями. В текущем году учащаяся молодежь провела уборку на прилегающей территории 1357  таких объектов, несет Вахту Памяти, их потенциал используется  в патриотическом воспитании.

Особая роль в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения принадлежит вновь созданному Молодежному патриотическому центру в Брестской крепости. В целях активизации работы филиала учреждения образования «Брестский государственный областной центр молодёжного творчества» «Молодежный патриотический центр» с февраля по ноябрь 2020 г. организовано проведение областных учебно-тренировочных сборов по военно-патриотической подготовке «Победитель», посвященных 75-летию Великой Победы.

На факультативах воспитательной направленности занималось 5 490 учащихся (3,5%).

100% учащихся выпускных классов охвачены профориентационными мероприятиями.

Обеспечивается координация действий всех субъектов профилактики правонарушений. Проводимая работа  положительно сказывается на снижении уровня преступности среди несовершеннолетних. Наблюдается тенденция снижения количества совершенных подростками преступлений за 5 последних лет.  2В тесном сотрудничестве с консалтинговым унитарным предприятием «Брестский областной центр развития бизнеса», главным управлением юстиции, ведущими банками брестчины решаются вопросы формирования экономической культуры и финансовой грамотности обучающихся. В республиканской олимпиаде по финансовой грамотности ежегодно принимает участие более 3,5 тысяч учащихся. Развиваются ученические бизнес-компании, работает 50 факультативов и 8 объединений по интересам по основам финансовой грамотности для 500 учащихся.

В области надлежащее внимание уделяется вопросам организации занятости учащихся в шестой школьный день. Созданы надлежащие условия для организации активного свободного времени учащихся. Работали областная и районные комиссии по мониторингу организации 6-го школьного дня. Во всех районах созданы региональные программы по организации шестого школьного дня с учетом потенциала социокультурной сферы и возможностей участия всех заинтересованных.

Задача для всех педагогических коллективов области остается прежняя: воспитание у обучающихся личной ответственности за свою жизнь и состояние своего здоровья через внедрение новых, современных форм досуга, популяризацию видов спорта, вызывающих повышенный интерес у молодежи. На контроле остается реализация межведомственного информационного проекта «Школа – территория здоровья».

Важными задачами в новом учебном году остаётся активное вовлечение обучающихся в разнообразные формы полезной занятости через участие в деятельности объединений по интересам, детских молодежных инициативах, в работе ученического самоуправления и взаимодействие учреждений образования с семьей в вопросах воспитания, организация работы «родительских университетов».